"Строки, опаленные войной"

(Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов)

Цель: дать представление о Великой Отечественной войне в стихах, рассказать о значении поэзии, показать мужество и патриотизм героев, воспитывать уважение к старшему поколению, чувство гордости за свою страну.

Оборудование: записи песен военных лет, поэтические сборники, портреты поэтов, иллюстрации на тему, цитаты из песен, плакаты, макет землянки.

Учитель: Со времени окончания войны прошло много лет. Всё меньше остается среди нас ветеранов, которые могут как очевидцы и участники рассказать о том, чем была война для нашей страны.

Может быть, через много лет люди не будут вспоминать об этой войне. К сожалению, Великая Отечественная война не была войной последней. Поэтому переживания, связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Примеры: Евгений Засоркин (погиб в Афганистане), Николай Грибашов (погиб в Чечне).

Люди не могут привыкнуть к смерти, голоду, к потере близких людей, к тревоге за судьбу своих детей и своей страны. Эти чувства сохраняет и передает прежде всего поэзия.

Несмотря на то что, казалось бы, на войне не до искусства, без него человеку ни на фронте, ни в тылу было не прожить, и поэзия была самым популярным жанром. Стихи и песни были своеобразным оружием на войне.

Учитель читает стихотворение «22 июня 1941 года» С.Щипачева.

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблекли.

Зарю, что шала по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник.

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось,

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!

Уже на третий день войны была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом – «Священная война» на стихи Василия Лебедева-Кумача.

Звучит куплет песни в записи

- Почему война называется священной?

- Это война за правое дело, за свою Родину, не наступательная, захватническая, а оборонительная. Такая война – за свободу Родины, против захватчиков – оправданна. Она народная, потому что объединяет устремления всего народа, она священная, потому что защита Отечества, своей семьи – святой долг каждого человека.

Многие поэты писали о войне: К.М.Симонов, А.Т.Твардовский, С.Щипачев, О.Берггольц, Ю.Друнина, А.Ахматова, И.Эренбург и др.

Ученики читают стихотворения

1941 год

Мяли танки теплые хлеба.

И горела, как свеча, изба.

Шли деревни. Не забыть вовек

Визга умирающих телег,

Как лежала девочка без ног,

Как не стало на земле дорог,

Но тогда на жадного врага

Ополчились нивы и луга,

Разъярился даже горицвет,

Дерево и то стреляло вслед.

Ночью партизанили кусты

И взлетали, как щепа, мосты.

Шли с погоста деды и отцы,

Пули подавали мертвецы.

И, косматые, как облака,

В рукопашную пошли века.

Шли солдаты бить и перебить,

Как ходили прежде молотить.

Смерть предстала им не в высоте,

А в крестьянской древней простоте.

Та, что пригорюнилась, как мать,

Та, которой нам не миновать.

Затвердело сердце у земли.

А солдаты шли, и шли, и шли.

Шла Урала темная руда,

Шли, гремя, железные стада,

Шел Смоленщины дремучий бор,

Шел зазубренный топор.

Шли пустые тусклые поля,

Шла большая русская земля.

И.Эренбург

Зловещим заревом объятый

Грохочет длинный небосвод,

Мои товарищи – солдаты

Идут вперед за взводом взвод.

И от ромашек-тонконожек

Мы оторвать не в силах глаз.

Для нас,

Для нас они, быть может,

Цветут сейчас в  последний раз.

Слепящий дым и пыль густая,

И зной, нависший тяжело,

Над нами плыли, нарастая,

Бойцам измученным назло!

Горело все – цветы и клены,

Былинки не было живой.

Вокруг кустарник запыленный

Шуршал обугленной листвой.

Направо глянешь – дорогая

Пшеница гибнет на корню.

Налево – нет конца и края

Просторам, отданным огню.

Земля, казалось, до предела

Была в огне накалена.

И вся, иссохшая, гудела:

«Да будет проклята война!»

В.Земной

 

Парад в 41

Наверное, товарищи, не зря,

Любуясь шагом армии чеканным,

Всегда припоминают ветераны

Другой – суровый праздник Октября.

Была Москва пургой заметена,

У Мавзолея ели коченели,

И шла по Красной площади война –

Усталая – в простреленной шинели.

То батальоны шли с передовой,

Шли на парад окопные солдаты.

В тревожных небесах аэростаты

Качали удивленно головой.

Терзали тело Подмосковья рвы,

Убитых хоронил снежок пушистый,

Сжимали горло фронтовой Москвы

Траншеи наступающих фашистов.

А батальоны шли с передовой,

Шли на парад окопные солдаты!

Недаром в небесах аэростаты

Качали удивленно головой!

Кто может победить такой народ?

Не забывайте 41 год! …

Ю.Друнина

Мальчики

Уходили мальчики – на плечах шинели,

Уходили мальчики – храбро песни пели,

Отступали мальчики пыльными степями,

Умирали мальчики, где – не знали сами…

Попадали мальчики в страшные бараки,

Догоняли мальчиков лютые собаки,

Убивали мальчиков за побег на месте.

Не продали мальчики совести и чести …

Не хотели мальчики поддаваться страху,

Поднимались мальчики по свистку в атаку,

В черный дым сражений, не броне покатой,

Уезжали мальчики, стиснув автоматы.

Повидали мальчики – храбрые солдаты –

Волгу – в 41,

Шпрее – в 45,

Показали мальчики за четыре года,

Кто такие мальчики нашего народа.

Д.Чеплыгов

К.М.Симонов – известный поэт, прошедший всю войну корреспондентом газеты «Красная звезда». В качестве военного корреспондента он переезжал с фронта на фронт, знал войну «изнутри». В первые, особенно тяжелые месяцы войны, когда наши войска отступали с тяжелыми боями, потерями, оставляя врагу села и города, было написано стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», посвященное другу Симонова поэту Алексею Суркову. Послушаем его.

(Ученик читает стихотворение)

- О чем оно?

- О любви к родной земле, о безмерном народном бедствии и душевной красоте, силе русского человека.

- Как вы думаете, почему это стихотворение произвело очень сильное впечатление на людей, стало очень популярным, любимым в народе?

- Стихотворение не просто рассказывает о войне, о ее трудностях. Оно передает переживания, которые испытывал народ, передает боль, горечь бойцов, вынужденных отступать.

- Какие картины войны изображает поэт?

- Картины боли, сострадания, сочувствия.

Мне очень нравится поэзия К.М.Симонова. Я прочитаю его балладу «Сын артиллериста», а вы постарайтесь представить себе то, о чем услышите.

Учитель читает балладу с сопровождении канонады в записи.

Однажды Симонову пришлось побывать на Крайнем Севере на полуостровах Рыбачьем и Среднем. Вот как он рассказывает об этом (стр.241, артиллерист лейтенант Лоскутов с радиопередатчиком прополз в тыл к немцам и трое суток корректировал огонь оттуда).

И вновь звучит Симонов «Майор привез мальчишку на лафете».

Ученица читает стихотворение

Учитель: Каждому человеку ясно: дети – это святое, они не воюют. Они беззащитны и никакой опасности не представляют. Однако фашизм зверски уничтожал. Враги зверски расправлялись с мирным населением оккупированных территорий, а истребление детей было еще более страшным преступлением гитлеровцев. большей жестокости не знала наша планета, чудовищней зверства не бывает на свете.

Звучит стихотворение М.Джалиля «Варварство» на кассете

Ученица: Женщины грозных сороковых годов спасали мир. Они, защищая Родину, шли в бой с оружием в руках, сражались с врагом в небе, перевязывали раненых, выносили их с поля боя, уходили в партизаны, стояли у станка, рыли окопы, пахали, сеяли, растили детей…

Ученик читает стихотворение

«Да разве об этом расскажешь…»

Да разве об этом расскажешь –

В какие ты годы жила!

Какая безмерная тяжесть

На женские плечи легла!...

Один на один со слезами,

С несжатыми в поле хлебами

Ты встретила эту войну.

И все - без конца и без счета –

Печали, труды и заботы

Пришлись на тебя на одну.

Одной тебе – волей-неволей,

А надо повсюду поспеть,

Одна ты и дома и в поле,

Одной тебе плакать и петь.

А тучи свисают все ниже,

А громы грохочут все ближе,

Все чаще недобрая весть.

И ты перед всею страною,

И ты перед всею войною

Сказалась – какая ты есть.

Ты шла, затаив свое горе,

Суровым путем фронтовым.

Весь фронт, что от моря до моря,

Кормила ты хлебом своим.

В холодные зимы, в метели,

У той у далекой черты

Солдат согревали шинели,

Что сшила заботливо ты.

Бросались в грохоте, в дыме

Советские воины в бой,

И рушились вражьи твердыни

От бомб, начиненных тобой.

За все ты бралась без страха,

И, как в поговорке какой,

Была ты и пряхой, и ткахой,

Умела – иглой и пилой.

Рубила, возила, копала, -

Да разве же все перечтешь?

А в письмах на фронт уверяла,

Что будто отлично живешь.

Бойцы твои письма читали,

И там, на переднем краю,

Они хорошо понимали

Святую неправду твою.

И воин, идущий на битву,

И встретить готовый ее,

Как клятву шептал, как молитву,

Далекое имя твое …

Ученица: Знали люди, что война – это пропасть, гибель … Но матери, жены, сестры ждали своих фронтовиков. Ждали, даже если приходила похоронка.

Ждали, надеялись и писали.

Этот маленький белый листок

Посылаю в землянку к тебе,

Чтобы строчками этими мог

Часто думать в бою обо мне.

Не давая пощады врагу,

Чтоб, в землянке порой находясь,

Знал, любовь я твою берегу,

Вспоминаю тебя каждый час.

Знаю я: презираешь ты смерть

Ради нашей с тобою любви,

И мне хочется чуть посмотреть

На черты дорогие твои.

Но ведь, милый, грохочет война,

Рыщет враг по просторам родным,

И любовь наша, наша судьба

Проверяется в дыме войны…

Не тоскуй же, герой дорогой!

Этим самым хочу я сказать:

Далеко ты, но сердце с тобой,

Вижу я дорогие глаза …

Ветер песню мою унесет,

Чтоб тебе помогла в бою,

Помни: девушка верит и ждет

И любовь, и победу твою!

М.Исаковский

Учитель: Стихи простые, но сколько в них надежды и любви! Такие письма были необходимы солдату. Письма в стихах были одним из весьма распространенных жанров самого тяжелого периода Великой Отечественной войны.

Поэт Алексей Сурков, участник войны, находясь на Западном фронте, выходил из окружения и попал на минное поле. Вот где «до смерти четыре шага»! После этого он написал жене письмо в стихотворной форме. Текст стал известен бойцам. Многие солдаты переписывали его, и солдатские жены, невесты получали это стихотворное послание.

В начале 1942 года композитор Константин Листов написал мелодию к тексту. Так была создана песня «В землянке».

Предлагаю послушать мелодию этой песни.

Учитель играет на баяне, а учащиеся следят по тексту песни, лежащему на столах.

Ученица:

Высота

Вцепились они в высоту, как в свое.

Огонь минометный, шквальный…

Свинец и железо кромсали ее,

Словно кулич пасхальный.

Ползли к высоте в огневой полосе,

Бежали и снова – ложились …

Как будто на этой высотке вдруг все

Дороги и судьбы скрестились.

И крики «ура» застывали во рту,

Когда мы пули глотали.

Семь раз занимали мы ту высоту,

Семь раз мы ее оставляли.

М может, ее строной обойти –

Но что мы к ней прицепились?!

Но видно, уж точно – все судьбы-пути

На этой высотке скрестились!

И снова в атаку не хочется всем.

Земля – как горелая каша…

В восьмой раз возьмем мы ее насовсем –

Свое возьмем, кровное, наше!

Все наши деревни, леса, города

В одну высоту эту слились –

В одну высоту, на которой тогда

Пути наши, судьбы скрестились!

Вцепились они в высоту, как в свое,

Огнем высоту поливая…

А мы упрямо ползли на нее,

Товарищей оставляя…

В.Высоцкий

Ученик:

Солдату я слагаю оду,

Был ратный путь его тяжел,

Он все прошел: огонь и воду,

И трубы медные прошел.

Шагал по вражескому следу

До завершающего дня,

И прочно выковал победу

Из грома, стали и огня.

И, полная творящей силы,

Вся в блеске солнца, не в дыму,

Стоит спасенная Россия

Как вечный памятник ему.

А.Плотников

Учитель: В Берлине, в Трептов-парке, стоит памятник советскому солдату (показывает открытку). Когда я смотрю на эту открытку, на память приходят строки:

«Солдат мира»

Это было в мае, на рассвете,

Нарастал у стен рейхстага бой.

Девочку немецкую заметил

Наш солдат на пыльной мостовой.

У столба, дрожа, она стояла,

В голубых глазах застыл испуг,

А куски свистящего металла

Смерть и муку сеяли вокруг…

Тут он вспомнил, как, прощаясь летом,

Он свою дочурку целовал,

Может быть, отец девчонки этой

Дочь его родную расстрелял…

Но сейчас в Берлине под обстрелом,

Полз боец, и, телом заслоняя,

Девочку в коротком платье белом

Осторожно вынес из огня.

А.Прокофьев

Скольким детям возвратили детство,

Подарили радость и весну

Рядовые Армии советской,

Люди, победившие войну!

И в Берлине в праздничную дату

Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,

Памятник советскому солдату

С девочкой спасенной на руках.

Он стоит, как символ нашей славы,

Как маяк, светящийся во мгле.

Это он – солдат моей державы –

Охраняет мир на всей земле.

Г.Рублев

Ученик: Какими были они, солдаты Великой Отечественной? Какие они, ребята поколения сороковых? Такие молодые встретили грудью врага, защищали Родину, они были такие молодые, что даже война не смогла заставить их перестать радоваться жизни, любить, удивляться. Единственное, чему они не удивлялись, - это тому, что с начала войны неожиданно стали взрослыми, что на их плечи легла огромная тяжесть – ответстенность за судьбу Отчизны.

Сороковые, роковые.

Военные и фронтовые,

Где извещения похоронные

И перестуки эшелонные,

Гудят натруженные рельсы.

просторно.

Холодно.

Высоко.

И погорельцы, погорельцы

Кочуют с запада к востоку…

А это я на полустанке

В своей замурзанной ушанке,

Где звездочка неуставная,

А вырезанная из банки.

Да, это я на  белом свете,

Худой, веселый и задорный,

И у меня табак в кисете,

И у меня мундштук наборный,

И я с девчонкой балагурю,

И больше нужного хромаю,

И пайку надвое ломаю,

И все на свете понимаю.

Как это было! Как совпало –

Война, беда, мечта и юность!

И это все в меня запало.

И лишь потом во мне очнулось.

Сороковые, роковые…

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!

Ученик: Поля России в годы войны. Здесь каждая былинка, каждый уцелевший колосок напоминали бойцам о мирной жизни, нарушенной войной, о том, что вернуться к мирному труду на полях предстояло только через победу.

Я всю весну провел в одном окопе,

И мне теперь подробно был знаком

Рельеф полей, лежащих в перископе, -

С воронками и редким сосняком.

Земля была мертва: но за канавой,

Обозначавшей наши рубежи,

Среди обрывков проволоки ржавой

Качался стебелек цветущей ржи.

Еще вчера какой поток металла

Обрушился на этот край земли,

Какие укрепленья разметало,

Какие здесь ребята полегли!

А вот, возьми, былинка уцелела.

И каждый раз, взглянув наискосок,

Я снова видел в зоне артобстрела

Живой, неистребимый колосок.

Над ним тяжелый дым клубился тучей,

Снаряды глухо ухали во мгле,

А он стоял, щетинистый, колючий,

Весь – утвержденье жизни на земле.

Г.Пагирев

Ученик: Четыре огненных года прошагали наши воины дорогами войны, приближая победный час. И он пришел, долгожданный День Победы – 9 мая 1945 года.

Где трава от росы и от крови сырая,

Где зрачки пулеметов свирепо глядят,

В полный рост над окопом переднего края

Поднялся победитель – солдат.

Сердце билось о ребра прерывисто, часто,

Тишина… Тишина… не во сне – наяву.

И сказал пехотинец: «Отмаялись! Баста!» -

И приметил подснежник во рву.

И в душе, тосковавшей по свету и ласке,

Ожил радости прежней певучий поток.

И нагнулся солдат, и к простреленной каске

Осторожно приладил цветок.

Снова ожили в памяти были живые –

Подмосковье в снегах и в огне Сталинград.

За четыре немыслимых года впервые,

Как ребенок, заплакал солдат.

Так стоял пехотинец, смеясь и рыдая,

Сапогом попирая колючий плетень.

За плечами пылала заря молодая,

Предвещая солнечный день.

А.Сурков.

Ученица: Благодарное человечество всегда будет помнить о стойкости  и мужестве, о подвигах защитников Отечества. Память павших за свободу и независимость нашей Родины почтим минутой молчания.

Светлая память героям, отдавшим жизнь за свободу и независимость нашей Родины.

Солдатские звезды

На проселках России,

У деревни любой

Есть могилы простые

Под фанерной звездой.

Тут от вражеской пули

Пал безвестный солдат.

И с тех пор в карауле

Тут березки стоят.

Не спеши, подожди,

У берез посиди

И послушай, как с листьями шепчется ветер

О весеннем дожде,

О солдатской звезде,-

Эти вечные звезды в дороге нам светят.

Наши думы ребячьи

Мы приносим сюда –

И как будто бы ярче

Пламенеет звезда.

И пшеничные волны

Багровеют слегка,

И в салюте безмолвном

Замирает рука.

Не волнуйтесь, березы,

Никогда, никогда

Над безмолвным солдатом

Не померкнет звезда.

И всегда нам, российским ребятам,

В нашей жизни большой

Будет подвиг солдата

Путеводной звездой.

К.Ибряев

Ученик: 1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война. Потоками крови и слез была омыта за эти нескончаемо долгие четыре года наша многострадальная земля. И если собрать воедино горькие материнские слезы, пролитые по погибшим сыновьям, то образовалось бы море Скорби и потекли бы от него во все уголки планеты реки Страданья. Казалось, что уцелеть среди шквального огня, не лишиться рассудка при виде гибели тысяч людей и чудовищных разрушений было просто невозможно. Но сила человеческого духа оказалась сильнее металла и огня. Вот почему с таким глубочайшим уважением и восхищением мы смотрим на тех, кто прошел через ад войны и сохранил в себе лучшие человеческие качества – доброту, сострадание, милосердие.

Рядом с нами живут ветераны,

Что прошли по дорогам войны,

Пусть болят у них старые раны,

Но по-прежнему духом сильны.

Ветеранам нельзя на покой уходить,

Когда мир вновь тревогой объят.

Люди новой войны не должны допустить,

По ночам ветераны не спят.

Им погибших друзей не забыть никогда,

Хотя в этом и нет их вины.

Но в душе рядом с ними они навсегда

И не могут уйти от войны.

Потому ветераны себя не щадят,

Без волнения жить – не для них,

Ярким пламенем жизни сердца их горят,

На борьбу вдохновляя других.

 

Слово моего фронтового друга

Говорю от имени стрелявших

С огневых позиций по врагу.

Говорю от имени лежавших

Сутки под обстрелом на снегу.

Говорю от имени хлебнуших

Воду из форсированных рек.

Говорю от имени уснуших

У дорог проселочных навек.

Говорю от имени погибших,

Говорю от имени живых,

Все со мною поровну деливших,

Верных побратимов фронтовых.

Мир давно б на несколько столетий

Был отброшен войнами назад,

Если б не существовал на свете

Я – Советской Армии солдат.

Мир глядел с надеждой в час суровый

На мою армейскую звезду,

И Победа в чине рядового

Шла со мной всегда в одном строю.

Это я в сраженье небывалом

Землю спас от горя и обид.

Не американским генералам –

Мне в Берлине памятник стоит.

Там поднялся после смертной схватки,

Устремив через границы взгляд,

В сапогах, в крылатой плащ-палатке.

Я – Советской Армии солдат.

Рядовой прославленной пехоты,

Вахту мира я сейчас несу.

Чтоб разбойник из-за океана

Не нарушил мирный труд людей,

Придана энергия урана

К собственной энергии моей…

Спят в чехлах победные знамена,

Солнце над Курилами встает,

Понизовый ветер с Волго-Дона

До меня доносит гул работ.

И стою, храня леса и нивы,

Руку положив на автомат.

М.Матусовский

Учитель: Война – это великий урок для всех людей. Поэзия помогает нам понять, насколько тяжелы испытания войны, сколько горя она несет людям, насколько ужасна смерть на войне.

У каждого из героев своя судьба, различны и формы проявления подвига, но их объединяет нравственное величие человека, защищавшего свою Родину.

Безгранично любя жизнь, эти необыкновенные люди ежедневно рисковали ею, самоотверженно совершали подвиги, шли на смерть чтобы только приблизить победу.

Образы фронтовиков, встающие со страниц книг о Великой Отечественной войне, напоминают нам о том, каким должен быть человек. Мы живем в мирное время, но и сейчас на планете Земля раздаются то тут, то там взрывы.

Не всегда спокойно и на российской земле. Именно сейчас необходимо заново осмыслить величие подвига тех, кто выстоял войн.

И долго будут жить, не старея, вдохновенные строки поэм и стихов, которые окрыляли в годы войны душу солдата.

Предлагаю закончить наш урок песней «28 панфиловцев»

Звучит аудиозапись.

© groscheva-s

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz