Открытый литературный вечер,
посвященный жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова
7а класс
Декорации: Класс представляет Пятигорск. Горы, поросшие кустарником, на вершине горы – птица. У подножия гор цветы, скамейка, фонарь. На небе - облака, солнце (с подсветкой). На переднем плане окно с видом гор, портрет М.Ю. Лермонтова, цветы. На полу зелёный ковёр с цветами. В углу – водопад (озвученный), у водопада стоят отдыхающие: пожилой человек и дама с собачкой. С другой стороны – картины, изображавшие Кавказ, кустарники роз, на одном из кустов сидит птичка, неподалеку – фазан. Целебный источник бурлящий. На небе – стайка птиц. Выставка произведений М.Ю. Лермонтова. Имеются фотографии.
Вступительное слово учителя.
Звучит вальс Хачатуряна к драме М.Ю. Лермонтова «МАСКАРАД».
Ученик 1: М.Ю. Лермонтов родился в ночь со 2 на 3 октября (старого стиля) 1814 г. В Москве. Вскоре его перевезли в усадьбу его бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой – село Тарханы Чембарского уезда Пензенской губернии (теперь село Лермонтово).
Отец Лермонтова, Юрий Петрович, армейский капитан в отставке, был бедным тульским помещиком. Мать, Мария Михайловна, происходила из знатного и богатого дворянского рода. Бабушка поэта не могла примириться с таким неравным браком своей единственной дочери.
Вскоре после рождения сына Мария Михайловна заболела туберкулёзом и умерла, не дожив до 22 лет и оставив сиротой трёхлетнего сына. После смерти жены Юрий Петрович покинул Тарханы. Мальчик остался на воспитании у бабушки.
Как ни мал был в то время Лермонтов, как ни скрывали от него многое из распри между отцом и бабушкой, все же эта тяжелая семейная драма заставила его рано задуматься над отношениями между людьми и почувствовать себя одиноким. Это развило в нём мечтательность, задумчивость. В поэме «Сашка» Лермонтов так говорит о своих детских годах:
Он не имел ни брата, ни сестры.
И тайных мук его никто не ведал.
До времени отвыкнув от игры,
Он жадному сомненью сердце предал.
И, презрев до детства милые дары,
Он начал думать, строить мир воздушный
И в нём терялся мыслию послушной …
Бабушка не жалела средств на воспитание внука. По дворянскому обычаю, в качестве воспитателей были приглашены иностранцы. Нянькой Лермонтова была старушка – немка, гувернером – бывший сержант наполеоновской гвардии. Он много рассказывал о Наполеоне, его походах, пожаре Москвы.
До 10 летнего возраста Лермонтов рос болезненным мальчиком. Чтобы укрепить здоровье внука, бабушка три раза возила его на Кавказ, в нынешний Пятигорск (тогда Горячеводск). Поездка, предпринятая летом 1825 г, когда мальчику было уже 10 лет, произвела на него огромное впечатление.
Величественная природа, необычное население, рассказы раненых и больных, лечившихся в Пятигорске, о войне с горцами, о кавказских пленников – все это оказывало сильное воздействие на впечатлительного мальчика, будущего поэта Кавказа.
Ученик читает стихотворение «Кавказ»
Ученик 2: Поездка на Кавказ в 1825 г. значительно улучшила здоровье Лермонтова. По возвращении в Тарханы начались серьёзные занятия. Будущий поэт изучал общеобразовательные предметы и иностранные языки, рисование, занимался музыкой, читал русскую, иностранную литературу.
Разнообразные впечатления откладывались в его душе и давали пищу для размышлений: он слушал рассказы об Отечественной войне 1812 года, наблюдал жизнь дворовых и крепостных крестьян, как в имении бабушки, так и у соседей – помещиков; крестьяне тайком рассказывали ему о пугачёвском движении, которое докатилось и до имения Арсеньевых. В Тарханах узнал Лермонтов о восстании декабристов и о расправе с ними Николая 1.
Отечественная война 1812 года осознавалась Лермонтовым как героическая страница русской истории, как время, когда русский народ с особой силой проявил своё мужество и патриотизм. Он восхищался героизмом своего народа, в нём крепла любовь к родной стране. Рассказы крестьян о пугачевском движении и наблюдение над их казнью пробуждали у мальчика чувство протеста против крепостного строя. Впоследствии он в романе «Вадим» отразил слышанные им в детстве рассказы живых свидетелей восстания.
Так, впечатления, шедшие от русской действительности, ослабляли вредные стороны воспитания под руководством иностранцев и содействовали зарождению и укреплению у мальчика патриотических чувств, свободолюбия и гуманизма.
В 1827года бабушка с внуком переехали из Тархан в Москву, т.к. надо было подумать о школьном образовании мальчика. Его стали готовить к поступлению в университет. Благородный пансион.
Ученик 1: Осенью 1828 года Лермонтов был принят в 4 класс Московского университетского благородного пансиона. Это было одно из лучших учебных заведений того времени. Здесь в своё время учились Фонвизин, Жуковский, Грибоедов. Среди преподавателей были профессора университета, поощрялись занятия литературой, существовало литературное общество, издавались рукописные журналы.
В годы учения в пансионе Лермонтов много читал, особенно увлекался Пушкиным; тогда же он начал и сам писать стихи. Занятия в пансионе обогатили юношу умственно, расширили кругозор поэта в области науки, литературы, искусства, содействовала быстрому созреванию в нём поэтического таланта; укрепляли его свободолюбивые настроения. Среди воспитанников пансиона ходили по рукам вольнолюбивые стихотворения Пушкина, стихи поэтов – декабристов. Идеи декабристов находили живой отклик у Лермонтова: в его ранних стихах звучат вольнолюбивые мотивы и резкая критика общественного строя России, где «стонет человек от рабства и цепей».(«Жалобы турка», 1829 год).
Учился Лермонтов прекрасно, но закончить пансион ему не удалось. В марте 1830 года, когда Лермонтову оставалось всего несколько месяцев до окончания, пансион посетил Николай I. Перед этим начальник жандармов Бенкендорф докладывал ему, что среди молодых людей, воспитанных в Царскосельском лицее и в Московском благородном пансионе многие мечтают о конституционном правлении в России. Царь остался недоволен «вольным поведением» воспитанников и приказал преобразовать пансион в гимназию. Уничтожались преимущества, которыми пользовались учащиеся, вводились розги. Лермонтов в знак протеста против такой реформы в середине апреля подал прошение об увольнении.
Ученик 3: В августе 1830 года Лермонтов поступил в Московский университет на нравственно-политическое отделение. Но в середине сентября занятия в университете были прерваны. До Москвы дошла эпидемия холеры, учебные заведения были закрыты. Хотя занятия и возобновились в январе 1831 года, но учебный год не был засчитан, и все студенты были оставлены на прежних курсах. В новом учебном году Лермонтов начал заниматься на словесном отделении. Лекции не удовлетворяли его. Недостатки университетского преподавания он восполнял чтением, самообразованием. Развивали Лермонтова и те споры, которые велись в студенческой среде, где, по словам Герцена, широко распространялись тетрадки запрещенных стихов и запрещенные книги. Лермонтов принимал участие в студенческих протестах против реакционных профессоров университета.
За годы учения в пансионе и в университете (1828 -1832 г.) Лермонтов написал около 300 стихотворений, 16 поэм, 3 драмы. Несмотря на то, что среди этих произведений, особенно среди стихотворений, было немало подлинно художественных созданий («Нет, я не Байрон», «Желание», «Зачем я не птица», «1831 июня 11 дня» и др.), Лермонтов не напечатал ни одного из них. «Взыскательный художник», он смотрел на первые свои опыты как на ученические.
Лермонтов любил театр, увлекался пьесами Шиллера и Шекспира, игрой выдающегося актера Мочалова.
Раннее творчество Лермонтова складывалось под влиянием общественно-политической жизни конца 20-х и начала 30-х годов. Оно исполнено протеста свободолюбивого поэта против реакции, воцарившейся в стране. В своей лирике Лермонтов, развивая идеи декабристов, призывает к борьбе, к действию: «Так жизнь скучна, когда боренья нет». Он восклицает: «Не могу на родине томиться, прочь отсель, туда, в кровавый бой». Поэт приветствует французскую революцию 1830 года. В своих ранних поэмах он с глубокой симпатией рисует свободолюбивых, сильных и смелых людей. В 1831 году умер отец Лермонтова. Вызванные смертью отца мысли и настроения поэт высказывает в стихотворении:
Ужасная судьба отца и сына
Жить розно и в разлуке умереть…
Ученик 1: В 1832 году Лермонтову был дан «совет» уйти из университета. По свидетельству же одного из студентов, Лермонтов «был выгнан из университета» вместе с другими студентами за «нарушение университетского устава», иными словами за вольномыслие.
Вместе с бабушкой он переехал в Петербург. Поэт любил Москву. «Москва, - писал он впоследствии, - не есть обыкновенный город, каких тысяча; Москва не безмолвная громада камней холодных, составленных в симметрическом порядке… Нет! У неё есть своя душа, своя жизнь». Эту Москву, душу страны, Лермонтов любил и воспевал.
Ученик читает стихотворение «Москва, Москва!»
После Москвы Петербург, город чиновников и жандармов, не понравился Лермонтову:
Увы, как скучен этот город,
С своим туманом и водой…
Куда ни взглянешь, красный ворот
Как шиш, торчит перед тобой…
В университет Лермонтова не приняли, и он поступает в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Два года, проведённых в школе, сам Лермонтов называл «страшными годами». Школа была настоящей казармой николаевского времени. Каждый шаг юнкеров определялся приказами, царила бессмысленная дисциплина, книги, кроме учебников и уставов, читать запрещалось. Но даже в этих условиях Лермонтов продолжал заниматься литературой и писать. По ночам, тайком, он работал над романом «Вадим» - о Пугачёвском восстании.
В ноябре 1834 г. Лермонтов был произведен в офицеры и определён в гвардейский гусарский полк, который стоял в Царском селе, но Лермонтов ездил туда только на парады и дежурства, большую часть времени поэт проводил в Петербурге. Первое время поэт увлекался светской жизнью, балами, маскарадами, посещал театры. Но скоро разочаровался в светском обществе, где почти никто не интересовался искусством, литературой, наукой, тем, что так дорого было Лермонтову.
Моральный отдых от светской жизни Лермонтов находил в творчестве. В 1835 – 1836 г. поэт создаёт ряд прекрасных произведений: драму «Маскарад»,поэму «Боярин Орша», оставшуюся незаконченной повесть «Княгиня Лиговская», где впервые появился Печорин, и ряд стихотворений.
27 января 1837 г. произошла дуэль Пушкина с Дантесом. Пушкин был смертельно ранен. Весть о смерти великого поэта быстро разнеслась по Петербургу. Это известие буквально потрясло Лермонтова. Он немедленно откликнулся стихотворением «Смерть поэта». Стихотворение в первоначальном виде заканчивалось словами: «и на устах его печать».
Ученик читает стихотворение «Смерть поэта»
Ученик 2: Но через несколько дней Лермонтов узнал, что в придворном и светском кругу по-прежнему злословят о Пушкине, во всём винят самого поэта и оправдывают Дантеса. Услышав об этом, Лермонтов приписал к стихотворению ещё 16 строк, в которых излил всё своё негодование против подлинных виновников смерти великого русского поэта. Эти строки (читает учитель) обвиняли в убийстве Пушкина придворные и светские круги. Стихотворение в тысячах списков быстро распространилось по Петербургу, а затем и по всей России. Стихотворения Лермонтова волновали читателей, как своим содержанием, так и могучей силой художественного слова нового поэта. Кто-то по городской почте отправил полный текст стихотворения «Смерть поэта» царю. 20 февраля Лермонтов был арестован, а через неделю переведён в армейский Нижегородский драгунский полк, который в то время стоял на Кавказе, где шла война с горцами.
Учитель читает поэму «Беглец»
Посылая Лермонтова под пули, царь надеялся, что поэт ни вернётся в столицу. Но участвовать в боях Лермонтову на этот раз не пришлось. Сначала болезнь задержала его в Пятигорске, затем он долго добирался до полка, который стоял в Тифлисе. В Пятигорске Лермонтов познакомился с Белинским, а Ставрополе и Тифлисе - с декабристами. На Кавказе Лермонтов закончил «Песню про купца Калашникова».
Ученица читает отрывок из этой поэмы
Ученик 3: Первая ссылка была непродолжительна. Царь согласился удовлетворить прошение Арсеньевой, поддержанное Жуковским, о возвращении Лермонтова. Лермонтов был переведён в полк, стоявший в Новгороде. Он прибыл туда в феврале 1838 г. Между тем Арсеньева не прекращала своих хлопот. В апреле она добилась полного прощения Лермонтова и возвращения его в гвардейский полк.
Ученик 1: Лермонтов вернулся в Петербург. Теперь он был известный поэт, автор таких первоклассных произведений, как «Смерть поэта», «Бородино», «Песня про купца Калашникова». В светском обществе его окружили вниманием, ему льстили, надеясь примирить поэта с придворными кругами. Но отношение Лермонтова к светскому обществу оставалось по-прежнему неприязненным.
Его притягивал к себе мир литераторов, знакомство с которыми у него теперь расширилось. Он охотно бывал у Жуковского, В.Ф. Одоевского (писателя и философа), у вдовы Н.М. Карамзина. Здесь он встречался с писателями, с композиторами, с журналистами. Это был круг культурных людей, где говорили об искусстве, литературе, театре.
Творческая деятельность по-прежнему захватывала Лермонтова. Он много пишет, его произведения появляются в печати. В журнале «Отечественные записки» печатаются его стихотворения: «Поэт», «Русалка», «Дума», «Дары Терека», «Памяти А.И. Одоевского», «Воздушный корабль «и многие другие. Известность поэта возрастает. Правительство понимало, что Лермонтов являлся выразителем передовых взглядов.
И вот, с ведома царя и его семьи, начинается травля Лермонтова. По заказу свыше, чтобы унизить Лермонтова, аристократ-писатель граф Сологуб в конце 1839 г. Пишет повесть «Большой свет» - грязный пасквиль на Лермонтова. Лермонтов отвечает своим врагам стихотворением «Как часто пестрою толпою окружен», которое в январе 1840г. появилось в журнале «Отечественные записки». В этом стихотворении поэт говорит, что высший свет – это общество «бездушных людей», «приличьем стянутые маски», и заканчивает такими словами:
О, как мне хочется смутить весёлость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!...
Ученик 2: В феврале 1840 г. враги поэта спровоцировали дуэль Лермонтова с сыном французского посланника Баранта. Барант промахнулся, а Лермонтов выстрелил в воздух. О дуэли узнал царь, и Лермонтова арестовали. Когда Лермонтов сидел под арестом, начальниками караула были его однополчане, которые допускали к нему родственников и товарищей.
Смог навестить Лермонтова и Белинский. Они встречались и раньше (на Кавказе, Петербурге – в редакции журнала «Отечественные записки»), но сблизиться им не удавалось. Теперь же они разговорились. В течение четырех часов беседовали о литературе, об искусстве великий поэт и великий критик. «Я смотрел на него, - рассказывает потом Белинский, - и не верил ни глазам, ни ушам своим: лицо его приняло натуральное выражение, он был в эту минуту самим собой… В словах его было столько истины, глубины и простоты. Я в первый раз видел настоящего Лермонтова, каким я всегда желал его видеть…». А в письме к Боткину Белинский так писал о своей встрече с Лермонтовым: «Глубокий и могучий дух! Как он верно смотрит на искусство, такой глубокий и чисто непосредственный вкус изящного! О, это будет русский поэт с Ивана Великого!»
Белинский благодаря этой встрече с Лермонтовым полнее и глубже понял поэта и его творчество. В 1840 г. он напечатал две блестящие статьи о творчестве Лермонтова: «Стихотворения М. Лермонтова» и «Герой нашего времени».
Царским решением Лермонтов был переведен в Тенгинский пехотный полк, который тогда воевал с горцами на Кавказе. Начиная с июля 1840 г. и кончая глубокой осенью, Лермонтов почти непрерывно участвовал в боях. Особенно кровопролитным было сражение при речке Валерик. За проявленное в бою мужество и смелость Лермонтов был представлен к награждению орденом. Но в награде было отказано. Сражение при Валерике описано Лермонтовым в стихотворении «Валерик» («Я к вам пишу»). Осенью за участие в новом походе Лермонтов опять был представлен к награде, но в ней снова отказали. Военная служба тяготила поэта. Он мечтал выйти в отставку и целиком отдаться литературной работе. Он просил бабушку походатайствовать перед начальством о его отставке. Но в Петербурге не соглашались. Единственное, что удалось,- это выхлопотать отпуск Лермонтову для приезда в Петербург. В январе 1841 г. Лермонтов уехал с Кавказа и в начале февраля прибыл в Петербург. Здесь он снова начал просить об отставке, но все попытки были безуспешны. Вскоре он получил приказ покинуть столицу. Направляясь к месту назначения, Лермонтов заехал в Пятигорск и остался там для лечения.
В Пятигорске в это лето собралось много представителей великосветского общества, среди которых были лица, ненавидевшие поэта. Они искали только повода, чтобы навсегда избавиться от «несносного выскочки и задиры», как они называли Лермонтова, старались подбить на ссору с ним какого-нибудь офицера. Наконец такой человек был найден. Это был Мартынов, товарищ Лермонтова по военной школе.
Подстрекаемый врагами Лермонтова, Мартынов 13июля 1841 г. вызвал поэта на дуэль. Вечером, 15июля, у подножия горы Машук, близ Пятигорска, дуэль состоялась. Это было заранее подготовленное, обдуманное политическое убийство. Об этом ясно говорят сохранившиеся свидетельства современников. Вот одно из них: «Лермонтов, взяв пистолет в руки, повторил торжественно Мартынову, что ему не приходило никогда в голову его обидеть, даже огорчить, а что всё это была одна только шутка, а что ежели Мартынова это обижает, он готов просить у него прощения не только тут, но везде, где захочет». «Стреляй! Стреляй!» - был ответ исступленного Мартынова. Надлежало начинать Лермонтову; он выстрелил в воздух, желая кончить эту глупую ссору дружелюбно. Не так великодушно думал Мартынов, он был довольно бесчеловечен и злобен, он выстрелил ему прямо в сердце…»
«Мартынов поступил как убийца» - таков был вывод современников, осведомленных о дуэли.
В это время разразилась сильная гроза с ливнем. Все быстро разъехались, оставив на месте дуэли убитого Лермонтова. Только поздно вечером удалось перевезти его в Пятигорск. 17 июля Лермонтов был погребен на Пятигорском кладбище, а в апреле 1842 г., по ходатайству бабушки, его прах был перевезен в Тарханы.
Николай I и придворные круги встретили известие о смерти Лермонтова с радостью. С участниками дуэли обошлись милостиво. Царь наложил такую резолюцию: «Майора Мартынова посадить в крепость на гауптвахту на 3 месяца и предать церковному покаянию, а титулярного советника Васильчикова и корнета Глебова (секундантов) простить. Первого – во внимание к заслугам отца, а второго – по уважению полученной им в сражении тяжелой раны».
Наследник Пушкина, Лермонтов и погиб так же, как его великий предшественник и учитель. Герцен в своём дневнике отметил: «Все, выходящее из обыкновенного порядка, гибнет: Пушкин, Лермонтов, а потом… многое, многое множество – оттого, что они не дома, а в мире мертвых душ».
Учитель читает стихотворение «Выхожу один я на дорогу…».
Звучит романс на эти стихи.
Ученики читают стихотворения: «Три пальмы», «Листок», «Морская царевна», «Баллада», «Нищий», «Крест на скале», «Тучки».
Звучит романс на стихи Лермонтова «И скучно, и грустно»
Ученик читает стихотворения: «На севере диком стоит одиноко…», «Утес».
Звучит романс на стихи Лермонтова «Мне грустно».
Ученики читают стихотворения: «Молитва», «Мой демон», «Ангел», «Осень», «Гроза», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Родина», «Два великана», «Бородино», «Казачья колыбельная», « Кинжал», «Пророк».
Учитель читает отрывок из поэмы «Мцыри».
Все читали стихи и рассказывали о Лермонтове только наизусть.