План-конспект урока русского языка на тему:

"-Ться и -тся в глаголах" (5 класс)

Цель урока: повторить материал, пройденный в начальной школе, познакомить с правилом –ться и –тся в глаголах, научить применять его на практике

Ход урока.


I. Устная работа. Учимся говорить научным стилем. Развитие речи.
1. Сколько мы знаем орфограмм?
2. Что такое орфограмма?
3. Орфограмма «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением». Какое правило вы будете применять?
4. Орфограмма «Непроверяемые гласные и согласные в корне слова. Правило. Класс приводит свои примеры.
5. Орфограмма «Проверяемые согласные в корне слова». Правило.
6. Какое правило вы будете применять, если встретите орфограмму «Непроизносимые согласные»?
7. Орфограмма «Буквы и, у, а после шипящих». Правило.
8. Орфограмма «Разделительные ъ и ьзнак». Правило.
9. Орфограмма «Разделительное написание предлогов с другими словами». Правило. Отличие предлога от приставки.
10. Сколько частей речи в русском языке? Назовите.
11. Расскажите стихотворение «Веселая грамматика».
II. Диктант «Проверяю себя».
Текст: Спешит осень. Смывает она холодным дождем пестрый убор листьев. Выглянуло солнце из-за сизой тучки. Под его ласковыми лучами повеселела, заулыбалась хмурая картина осени.
Задание: подчеркнуть знакомые орфограммы.
После написания учащиеся проверяют свои тетради по написанному заранее и закрытому тексту на доске.
III. Работа с «корабликами»
Учитель читает:
Хочешь в дальние, синие страны,
В пенье вьюги, в тропический зной,
Поведут нас с тобой капитаны,
На штурвал налегая тугой.

Зорок взгляд их, надежны их руки
И мечтают они лишь о том,
Чтоб пройти им во славу науки
Неизведанным прежде путем.

В путь, мои дорогие капитаны!
Три капитана получают задание

IV. Словарная работа (по вариантам).
Трое учащихся делают задание на доске, а остальные – в тетрадях.
I II III
Орфограмма Литература Русский язык
аромат вестибюль директор
блеснуть сиять сверкать
вокзал рюкзак спортсмен
брошюра парашют жюри
вьюга серьезный барьер
картина долина далеко

V. Зарядка.

VI. Запись в «Словарь корней».
- вин- : вина, невинный, обвинять (в чем-то), провинность (перед другом), провиниться (случайно).
Вопрос: Какой частью речи мы занимались на прошлом уроке?
Ответ: Глаголом.

VII. Запишите тему: «-Ться и -тся в глаголах» (на доске)
Задание 1.
Выразительно прочитать отрывки из стихотворений А.Барто.
- благодаря какой особенности произношения глаголов на –ться и –тся рифмуются 2 и 4-я, 1 и 3-я строчки;
- запомните: в конце глаголов никогда не пишется –ца. Такие конечные буквы возможны лишь в написании только имен существительных.
Например: курица, красавица, птица, синица.

Задание 2.
- чем определяется выбор –ться и –тся в глаголах? (вопросом что делать? – учиться, что делает? – учится).
VIII. Закрепление материала.
1. Прослушивание пластинки. Уроки радионяни. –Тся и –ться в глаголах.
2. Упражнение №.69 (При выполнении формируется умение определять способ действия при выборе написания –ться и –тся):
а) установить, от какого слова зависит глагол;
б) поставить к глаголу вопрос от слова, к которому он относится,
определить форму глагола;
в) вспомнить правило написания (в неопределенной форме ь пишется,
в 3-м лице – не пишется).
3. Предложения по вариантам.

IX. Домашнее задание.

X. Занимательная грамматика.
1. Записать слова в тетрадь и подчеркнуть лишнее слово:
– известный, участник, вкусный, яростный.
2. Какое правило зашифровано в стихотворной строчке? (устно)
Ударение над гласной
Может сделать букву ясной.
3. От слов слеза, лечить, вить образовать глаголы на –ться и –тся. Составить и записать с ними предложения. Сделать вывод.

© groscheva-s

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz