Формирование у подростка правосознания, культуры поведения, ответственности за свои поступки в школе, семье, общественных местах.


Проблема правового воспитания личности непреходяща. В современных условиях острых социальных и духовных конфликтов она приобретает актуальность. Это связано в первую очередь с противоречивостью тех бурно протекающих социальных процессов, которые вызывают непредвиденное, подчас негативное воздействие на состояние нравственных отношений, вступает в противоречие с правом. Насилие, жестокость, агрессивность, тягчайшие преступления, вандализм захлестнули в последние годы нашу страну. В волну преступности все чаше оказываются втянутыми несовершеннолетние, действия которых поражают цинизмом, дерзостью, глумлением над жертвами. В последние три года в России отмечается непрерывный рост детской преступности. Число не работающих и не учащихся трудоспособных подростков, совершивших преступления, возросло почти в 2 раза. В подростковой среде растет чувство агрессивности, равнодушия, неуверенности в завтрашнем дне. Давно забыты «кодексы чести» подростка: лежачего не бьют, в поединке участвуют одни на один, девочки не дерутся и т.д. Конечно же, эти кодексы не являются образцом нравственных норм или вершиной юношеской чести. Однако они хоть как-то сдерживали несовершеннолетних, придавали извечной мальчишеской драчливости нравственную упорядоченность, а девочек выделяли, как хрупкие и нежные создания.
Что же происходит сейчас?
Насилие и преступность подростков – не абстрактные цифры и проценты, а реальные судьбы конкретных мальчишек и девочек, которые в детстве были в основном добрыми и сострадательными, а, подрастая, превратились в маленьких садистов, хладнокровно уничтожающих кошек и собак, придающих мучительной смерти своих друзей, близких, знакомых и незнакомых.
Откуда же берется в столь юных созданиях деформация нравственных ценностей и ориентиров, которая приводит их к совершению тяжких насильственных преступлений? Семья превращается для многих подростков в фактор, травмирующий и деформирующий их юные души. Ведь только в результате поражения семей алкоголизмом и наркоманией ежегодно около 60 тысяч детей остаются без родительского попечения.
За последние 3 года 40 тысяч отцов и матерей лишены родительских прав, более 50 тысяч - ограничены в дееспособности. Исходя из данных исследований – среди осужденных за изнасилование подростков около 48% - дети из неполноценных семей. Эти удручающие цифры – свидетельство десятков тысяч изломанных судеб, озлобившихся душ детей, которые уже с малых лет лишены всего того, что делает человека человеком. Но семей, где не хотят правильно воспитывать детей, сознательно прививают им антиобщественные взгляды, буквально единицы. Гораздо чаще родители или не умеют (обычно этого не сознавая) воспитывать детей, или не могут из-за целого ряда причин, где известную роль играют и такие, как болезнь, занятость. Трудные дети вырастают и в тех, внешне благополучных семьях, где родители равнодушны к внутреннему миру своих детей. Более двух третей подростков, совершивших правонарушения, воспитывались в формально полной семье, в семье с нормальными материальными и жилищными условиями. Таким образом, решающим является не состав семьи, а те взаимоотношения, которые складываются между ее членами. Именно неблагополучные взаимоотношения в семье, отрицательный пример родителей являются одной из важнейших причин появляющихся трудных подростков. Положение детей в таких семьях исключительно тяжелое, их личность здесь постоянно ущемляется. И агрессивность подростков возникает зачастую как своеобразная форма самозащиты. К числу причин, порождающих трудных подростков, относятся такие типы семейного воспитания, как чрезмерная опека, отсутствие системы последовательных требований по отношению к ребенку; существуют также семьи с не явно выраженным эмоциональным отторжением ребенка. Имеется ряд причин, обусловливающих черствое отношение родителей к своим детям. Эмоциональная холодность родителей и их эгоизм превалируют над всем остальным в семье. Бывает, что родители исходят из неправильных педагогических посылок, когда считают, что, чем меньше они будут выражать свои чувства по отношению к своим детям, тем менее избалованными они вырастут, тем больше они будут их любить. Эти люди не понимают, что выражение чувств и баловство детей – вещи разные. Часто у родителей отсутствует настоящая любовь по отношению к ребенку, поскольку он появился на свет не тогда, когда они этого хотели.
Нередко эмоционально отвергаются дети, если их пол не соответствует желанию родителей. Иногда мать перестает любить своих детей по причине сходства с мужем, оставившим ее. Некоторые отцы и матери не испытывают теплых чувств к свои детям, если они не соответствуют их представлению о том, как должен выглядеть и как должен вести себя ребенок «приличных» родителей.
Можно выделить несколько типов трудных подростков.
Первая группа. Ее характеризует устойчивый комплекс антиобщественных взглядов. У подростков этой группы искажено представление о товариществе, смелости. Они циничны, грубы, агрессивны, озлоблены. Их типичные особенности: иждивенчество, стремление к потребительству, эгоизм. Ключом к перевоспитанию их является опора на личностные качества, такие как энергичность, упорство, стремление к первенству и престижу.
Вторую группу составляют подростки с деформированными потребностями, стремление подражать тем несовершеннолетним правонарушителям, взгляды которых отличаются антиобщественной направленностью. В данной ситуации необходимо включить подростков в работу, выражающую умение и командовать и подчиняться.
Для третьей группы характерно противоречие между деформирующими и позитивными потребностями, отношениями, интересами, взглядами. Их отличает осознание недостаточности совершения проступков. Однако это не является их убеждением, что приводит к накоплению опыта аморального поведения.
Четвертую группу составляют подростки, для которых характерно безволие, легкая внушаемость, легкомыслие, неверие в свои силы.
В пятую группу входят подростки, легко поддающиеся различным влияниям.
Часто у значительной части детей правонарушения являются следствием притязаний на взрослость, превратного осознания своих прав, стремления добиться их признания со стороны взрослых. Прежде всего, речь идет об обретении прав в сфере общения со взрослыми и тем, что составляет собственно детскую жизнь: быть защищенным перед взрослыми, не зависеть от них, иметь право спорить, осуждать взрослых, право на решение вопросов, касающихся детей.
Поэтому задача родителей также состоит в предупреждении подростков об опасностях в игре с законом. Социальная ответственность служит показателем социальной зрелости личности и определяет поведение человека. Формирование социальной ответственности необходимо осуществлять на каждом этапе развития личности, начиная с детства. Но наиболее чувствительным и восприимчивым к нормам социального поведения, к социально направленной деятельности периодом является подростковый возраст. В этом возрасте интенсивно формируется личность, ее интеллектуальные и нравственные ценности. Внешний мир, поведение других людей также находится в сфере интересов подростков. Особо важным для них становится оценка своего собственного поведения, сравнение себя с окружающими людьми. В связи с этим подростка не так сложно вовлечь в процесс самовоспитания. Но жизненные цели подростков еще не сформированы, личный опыт ограничен, чувство самоконтроля выражается слабо, поэтому важно именно в этом возрасте помочь подростку разобраться в себе и, вовлекая его в общественно значимую деятельность, учитывать особенности данного возраста. Одной из причин правонарушений подростков является бездуховность жизни семьи. Признак материальных потребностей в условиях, когда их удовлетворение мало зависит от количества и качества труда, приобрел в нашем обществе уродливые формы, что оказывает на детей и молодежь калечащее, деформирующее личность влияние. Именно здесь один из основных факторов распространения среди учащихся негативных явлений. Стремление к обладанию различными труднодоступными потребительскими благами, жажда престижных, а порой и запретных удовольствий – вот главнейшая внутренняя побудительная сила, которая движет сегодня действиями и поведением молодых. Факты свидетельствуют, что многие семьи как раз своим образом жизни, своей системой ценностей и порождают в детях развитие мотивации «вседозволенности. Ведь нет в принципе «плохих», порочных по своей природе потребностей, но есть безнравственные средства и способы их удовлетворения.
Если папа, например, получает, минуя установленный порядок, по льготным ценам автомобиль, устраивает по знакомству сослуживцу дачный участок, то сын, наверняка, может купить решение контрольной работы по математике, словом, будет действовать в своих масштабах, но в том же нравственном диапазоне. Конечно, дурному влиянию могут подвергаться и дети из вполне порядочных семей, где родители наивно полагают, что их собственная трудовая высокоморальная жизнь является достаточной гарантией опоры на ту же систему ценностей и в следующем поколении. Увы, великая сила нравственного примера автоматически не срабатывает, ее нужно целенаправленно и умело использовать в целях воспитания, на что чаще всего у взрослых не хватает ни времени, ни мастерства. На недобрые поступки детей толкает и зависть. Зависть может быть возможным источником трудновоспитуемости подростков. Это неприязненно-враждебное чувство к чьим-то успехам, популярности, моральному превосходству. Нередко она вырастает из осознания своей ущербности в сравнении с другими, из искаженной потребности в самоутверждении. У подростка возникает недоброжелательное отношение к тому, кто счастливее или умнее, сильнее или авторитетнее, популярнее. Еще примитивное чувство зависти к одежде, вещам. Подросток требует от родителей купить такую же вещь, как у товарища. Если они выполняют требуемое, тщеславие подростка удовлетворяется, зависти не возникает, если нет – это чувство растет, складываются конфликтные отношения с родителями, сверстниками. Подросток может даже стать на путь правонарушения. В одной из школ шестиклассница появилась в сверхмодной куртке. К концу недели куртка пропала из гардероба. Искать ее долго не пришлось: куртку спрятали одноклассницы девочки. Они это сделали не из корыстного побуждения, чтобы присвоить куртку или сбыть за деньги. Мотив был иной – спрятать куртку, чтобы ученица не носила ее и не вызывала зависти. Зависть у ребенка может возникнуть, как следствие неумения родителей развивать его дарования и способности.
Очень важно, чтобы ребенок в какой-то области имел непререкаемый авторитет среди сверстников, научился какому-либо делу, где бы проявлялись его способности, одаренность. В силу разных причин у детей из вполне благополучных семей появляются ростки нездорового соперничества, зависти и т.п. И как здесь не вспомнить слова П.ФЛесгафта о том, что лицемерие, завить, тщеславие ребенка – это всегда следствие лицемерия, зависти, тщеславия его родителей ли других взрослых.

© groscheva-s

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz